Каталоги по VIN Акции Оптовый отдел

Человек, у которого болел компрессор

В моём детстве не было интернета, и я очень любил читать. В отрочестве увлёкся фантастикой, перечитал мэтров отечественной и импортной классики. Сейчас забавно вспоминать, как в прошлом виделось будущее. Многое сбылось, многое пошло по иному пути развития. В аспекте моей работы запомнился один рассказ, по сюжету которого в ходе какого-то эксперимента человека подключили к ракете, и он почувствовал её компоненты как свои органы. Как в мультике: то лапы ломит, то хвост отваливается. В конце он получает письмо с таким содержанием: "...детальный анализ записи работы машин показал, что твои костно-суставные боли были вызваны неплотным прилеганием вала коробки скоростей в системе вспомогательного двигателя секции III. Что же касается острого приступа болей почки, то это был результат отсутствия синхронизации компрессора топливного фильтра главной дюзы. Так что не опасайся за состояние своей почки, ты здоров, просто у тебя болел компрессор».

в XXI веке человек уже давно бороздит космические просторы, вон реально по Марсу вездеходы ездят и вертолеты летают, а в плане диагностики автомобилей особых продвижений нет. То есть как бы наоборот: в каждый подвижный и неподвижный сустав вживлено по датчику, а то и несколько, но точность диагноза зависит только от квалификации специалиста. И вот вам тому живой пример

Что беспокоит?

В ЕвроАвто обратился владелец автомобиля VW Golf Plus 2007 года:

  

Жалоба, с которой он обратился, первоначально не казалось необычной. Загорелся индикатор неисправности ABS:

Странным оказалось то, что со слов владельца, задние колёса произвольно блокировались, и уже несколько раз машину разворачивало на дороге. ABS (Анти Блокировочная Система) управляется электроникой, и, следовательно, начинать надо с диагностики и чтения ошибок. Опять же, со слов владельца, в другом сервисе ему уже делали диагностику, приговорили датчики ABS задних колёс и даже заменили их. Хватило на несколько километров. Затем снова зажёгся индикатор, а утром, по дороге на работу, машину снова занесло. Он попросил коллегу посмотреть со стороны, и тот подтвердил, что задние колёса периодически блокируются. Для полноты картины напомню, что дело происходило в разгар питерской снежной зимы, когда чистый асфальт можно увидеть только по телевизору, и то в сериалах, снятых летом. Управлять таким автомобилем, безусловно, опасно. Поэтому Golf Plus заезжает на диагностику на СТО ЕвроАвто Блюхера, 4:

  

Что входит в диагностику?

Первым делом, естественно, производится «чтение ошибок»:

 

Ошибка имеется, и вот как она читается:

Далее машина поднимается на подъёмник, производится диагностика механики тормозной системы. Задние колёса прекрасно вращаются, суппорты исправны, рычаги привода ручника в упорах:

  

Колодки в скобах не закисли, направляющие в скобах ходят легко, пыльники целы, смазка присутствует. Датчики ABS на местах, разъёмы надеты:

  

Несколько наводящих вопросов владельцу -  и диагноз, собственно, поставлен. Какой? Об этом чуть позже. Пока только скажу, что решающей послужила фраза хозяина: «Иногда кажется, что машину держат за зад. Как только газ отпускаешь, начинает останавливаться».

Можно было сразу приступать к устранению неисправностей, но владелец решил проверить точность диагноза и покинул СТО… чтобы вернуться вечером следующего дня уже для ремонта, ибо диагноз оказался точным.

Как правильно поставить диагноз?

Позволю себе провести аналогию с медициной. Зачастую врачу, чтобы поставить диагноз, необходимо собрать анамнез. Для чего не только собираются результаты анализов, но и опрашивается пациент. Когда болит, на что реакция, что ел и т.д. Владельцы автомобилей не обязаны знать устройство своих стальных коней. И частенько не могут самостоятельно связать причину и следствие. А делают это с охотой, но без нужной компетенции получается… ерунда. Типа «вы мне вчера меняли лампочку в фаре, теперь спускает заднее левое колесо». Поэтому для постановки точного диагноза важно не только произвести компьютерную диагностику и инструментальный осмотр, но и правильно расспросить клиента. А ещё – умение правильно интерпретировать всё полученное.

Что же сломалось в Golf Plus?

Помните, как читается ошибка? Датчик ABS, механическая неисправность. Не обрыв цепи, не короткое замыкание, а именно механическая неисправность. Датчик можно было и не менять. Потому что проблема не в нём, в ответной части. В случае с VW виновным можно смело назначить ступичный подшипник. Ведь именно в нём находится то магнитное кольцо, с которого датчик и считывает обороты. На эту тему даже есть специальное видео. И для проверки этой версии, повторюсь,  даже не обязательно было менять датчик. Достаточно было его аккуратно извлечь…

  

и посмотреть на торец, обращенный к магнитному кольцу:

  

Между датчиком и кольцом должен быть небольшой зазор. Его уменьшение (как и увеличение) зачастую и приводит к появлению ошибки «механическая неисправность». Следы на торце датчика говорят о том, что или подшипник разрушился, или поверхность кольца деформирована. Проверяем?

Снятие подшипника

Чтобы добраться до него, придётся немного разгрести…

  

- снять суппорт:

  

- снять тормозной диск;

- открутить центральный болт:

  

- потянуть за ступицу и снять её:

  

Плюсы и минусы современных подшипников

С одной стороны, их теперь проще менять. Меньше шансов повредить при перепрессовке. С другой – приходится менять весь ступичный узел с исправным подшипником только вот из-за этого:

  

Если не очевидно, поясняю: то самое магнитное кольцо очевидно деформировано (подсказываю: сравните левый и правый край

В теории можно попробовать отрихтовать его, восстановив ровный зазор между ним и датчиком. Но не спешите, сначала надо проверить, не потеряло ли кольцо магнитные «зубчики». Для этого и нужен специальный индикатор: 

  

Не видно…  А так?

  

Для сравнения это же кольцо с другой стороны:

  

Вывод один: замена подшипника:-(

Совет: перед установкой нового проверяйте также  и его кондицию:

  

Впрочем, с подшипниками известных брендов подобных осечек и не случается:

  

В оригинале, к слову, стоит именно FAG

Новый подшипник -  на место, старый датчик ABS – на своё. Машина исправна. Исправна?!

Стоп-стоп!

Почему же блокируются задние колёса?

Так получилось, что в этом Golf Plus  случились одновременно две неприятности. И они никак не связаны друг с другом. ABS отказалось работать из-за ступичного подшипника, и это можно назвать «фирменной болячкой», хотя и редко встречающейся. А колёса блокировались из-за другой. Банально замерзала вода в тросах ручника. Именно поэтому после ночной стоянки у дома или дневной -  у работы -  задние колёса просто не разблокировались полностью и при попадании на асфальт крутились, а при заезде на снежную кашу  блокировались, провоцируя занос. Однако по дороге к сервису вода оттаивала, ручник отпускался, и на подъёмнике колёса крутились исправно. Как об этом узнали механики ЕвроАвто? Во-первых, большой практический опыт, во-вторых – способность связать воедино всю информацию, правильно интерпретировать анамнез. После диагностики клиент отправился  домой и не ставил машину на ручник, а утром спокойно доехал до работы. Убедился в точности предположения и вернулся в ЕвроАвто для устранения и этой неисправности.

  

На фото, к сожалению, не очевидно, но трос блестел от конденсата, а когда сняли пыльник, оттуда аж пролился ручеёк

Тросы, естественно, заменили, и машина покинула СТО полностью исправной.

О чём эта статья? Если не очевидно, попробую резюмировать: даже если вы уверены, что хорошо разбираетесь в автомобилях, или считаете, что в интернете ставят диагноз лучше, чем на СТО, не торопитесь озвучивать свою версию неисправности. Постарайтесь просто обозначать, что именно вас беспокоит, не забудьте уточнить важные и не очень подробности обстоятельств, предшествующих поломке, не утаивайте информацию о том, что уже делалось, своими силами или на других СТО. В общем - доверьте поиск неисправностей профессионалам :-)

Яков Финогенов

Технический специалист ЕвроАвто.